Производство щебня в России

Автор статьи: Зам. ген. директора Буланов В.В.

Согласно президентской программы «Дороги России ХХ1 века» институтом СоюздорНИИ был выполнен анализ потребности в дорожно-строительных материалах для ее выполнения, включая щебень. В нижеследующей табл.1 указана расчетная потребность в щебне узких фракций кубовидной формы в млн.куб.м для развития сети автомобильных дорог по регионам России с 2001 по 2020 годы.

Таблица 1

Регион РФ Значение потребности по годам и периодам, млн.куб.м
2001 2002 2003 2004 2005 2001-05 2006-10 2011-20 2001-20
Центральный 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 12,5 25,8 96,6 134,9
Северо-Западный 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 5,9 10,6 38,9 55,3
Поволжье 1,7 1,8 1,9 1,9 2,0 9,3 16,2 70,3 95,8
Северный Кавказ 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 3,2 7,7 23,7 34,6
Урал 1,5 1,6 1,6 1,6 1,7 8,0 14,4 52,9 75,3
Сибирь 1,4 1,4 1,4 1,6 1,7 7,5 15,5 57,7 80,7
Дальний Восток 0,7 0,7 0,8 0,8 0,8 3,8 6,7 30,0 40,5
Всего щебня: 9,3 9,6 10,0 10,4 10,9 50,2 96,9 370,1 517,1
В среднем за год, по периодам           10,0 19,4 37,0 25,8
Производство щебня

Данные таблицы показывают, что потребность в щебне в 2011-20 годах должна возрасти в три раза в сравнении с периодом 2006-10 годов и составить 370,1 млн.куб.м. Если расположить значения потребности регионов РФ в ближайшей перспективе (2011-20 гг) в порядке убывания, то на первом месте стоит Центральный регион, далее Поволжье, Сибирь, Урал, Северо-Западный, Дальний Восток, Северный Кавказ.

Как известно протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием составляет около 600 тыс.км, которые требуют постоянного ухода и обновления и есть определенный смысл в осуществлении этих работ с помощью использования кубовидного щебня.

Общий объем производства каменных материалов (щебень, гравий, песок) в России в настоящее время составляет около 140 млн.куб.м в год, причем 50% его используется в дорожном строительстве. За последние годы сформировался устойчивый спрос на щебень кубовидной формы со стороны дорожно-строительных организаций, однако эта потребность сейчас удовлетворяется всего на 30-40%.

Щебень из магматических горных пород для дорожного строительства в нашей стране производится в основном на стационарных дробильно-сортировочных заводах и расположенных вблизи месторождений в основном на северо-западе России и на Урале.

Анализ продукции, выпускаемой предприятиями нерудной промышленности показывает, что в основной своей массе выпускается щебень следующих фракций: 5-20 мм, 20-40 мм, в отдельных случаях — фракций 5-10, 5-15, 10-20 мм.

Производимый щебень фракции 5-20 обычно не соответствует требованиям дорожно — строительных организаций, у которых имеются справедливые претензии к качеству щебня фракции 5-20 мм, используемого для приготовления асфальтобетонных смесей для верхних слоев дорожного полотна. Поставляемый щебень фракции 5-20 мм в большинстве случаев содержит недопустимое количество зерен лещадной формы (максимальный размер такого зерна больше наименьшего в три раза) и составляет от 25-40% и более. Но не менее важно при производстве асфальтобетонных и других смесей иметь щебень, песок без пылевато-глинистых включений, примесей, содержание которых не должно превышать 1% при приготовлении асфальтобетонных смесей, 0,5% при поверхностной обработке. Применение более качественного очищенного от примесей кубовидного щебня позволяет получить качественное дорожное покрытие, отвечающее современным требованиям.

Получить такой щебень можно при использовании современного дробильно-сортировочного и моечного оборудования, например компании Terex (Finlay, Powerscreen Pegson), производящей практически всю необходимую номенклатуру машин для получения качественного продукта на выходе, в зависимости от пожеланий клиента и его исходных данных по разрабатываемому материалу, объемам производства, требований мобильности и экономичности. Это передвижные (мобильные) щековые, конусные, роторные дробилки (установки) на гусеничном или колесном ходу разной производительности, с рециркуляцией дробимого материала или без нее, сортировочные, моечные установки, которые могут производиться с учетом климатических условий эксплуатации, используемой энергии, например электричества и др. опций, которые необходимы в каждом конкретном варианте исполнения на заводах-изготовителях.

Конусная дробилка Cone Crusher C-1540